about Reanimedia
Новости Магазин Контакты О компании

Итоги «Реанифеста» и «Народной лицензии»


Программа «Народная лицензия», посвященная выпуску фильма Макото Синкая «Ловцы забытых голосов», завершена. Вот уже три недели идет рассылка лимитированного издания (и всех заказов, отправка которых была отложена до его выхода) участникам программы. Эта страница для компании «Реанимедиа» перевернута; что дальше?

Итоги «Народной лицензии»

Необходимая для авансового платежа за лицензию «Ловцов...» сумма была собрана очень быстро, и мы благодарны всем, кто оставил свой след в истории аниме в России. Однако надо понимать, что этот успешный опыт может оказаться не поддающимся повторению — Макото Синкай занимает совершенно особенное место в сердцах российских зрителей. Кроме того, какую-то долю участников, несомненно, отпугнут проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться при выпуске лимитированного издания (связанных с получением разрешений на дополнительные материалы), из-за которого его выход был задержан на весьма существенное время.

Перспективы «Народной лицензии»

Победитель голосования в категории сериалов для новой «Народной лицензии», второй сезон сериала «Волчица и пряности», доступен для лицензирования на территории России. Шансы на его издание достаточно велики.

По фильмам-победителям итоги, увы, не столь радужны. Переговоры по произведениям, занявшим первые два места, пока не привели к результатам. В частности, «Время Евы» (Eve no Jikan) уже недоступно для лицензирования в России, поскольку все международные права на него переданы пакетом для распространения через iTunes.

Поскольку во втором этапе голосования участвовали активные покупатели магазина, мы сможем установить достоверное статистическое соответствие между поданным голосом и реальным участием в заказе. Если результаты по второй «Народной лицензии» в этом смысле будут оптимистичными, мы для изучения спроса запустим голосование c выбором сериалов, имеющих 24 и более серии, заранее оговорив условие: издание без существенных бонусов, из расчета 650-700 заказчиков, будет стоить около 4000 рублей.

Итоги «Реанифеста»

Начиная с ноября 2011, мы провели более чем в 40 городах России и Украины фестиваль японской анимации под названием «Реанифест».

Главной целью фестиваля было изучить перспективы аниме в рамках ограниченного кинопоказа (поскольку широкий прокат аниме-фильмов в последние годы нельзя признать удачным). В целом фестиваль оказался достаточно успешным и будет, несомненно, продолжен в 2012-2013 годах.

Перспективы издания сериалов

С экономической точки зрения издание сериалов на DVD/BD к настоящему моменту в целом упало ниже точки окупаемости. Особенно это болезненно по отношению к длинным сериалам, поскольку расходы на их выпуск относительно велики. Компания «Реанимедиа» находится в привилегированном положении благодаря собственному (весьма популярному) интернет-магазину store.otaku.ru с замечательной аудиторией, так что у нас есть надежда на окупаемость коротких (до 15 серий) произведений.

Не стоит забывать, что нам нужно вовремя платить зарплату, оплачивать аренду офиса и склада, многочисленные налоги и отчисления (в том числе лицензионные), поэтому любые длинные проекты даются нам очень нелегко. С другой стороны, работа для нас — не только способ заработать деньги, и совсем отказываться от сериалов нам бы очень не хотелось. Поэтому мы пока стараемся оставить этот вопрос открытым. Очень многое, конечно, будет зависеть от результатов пока еще не стартовавшей второй «Народной лицензии».

Работа с телеканалами

Наша деятельность в этом направлении видна на примере «2x2», который с начала года практически без перерывов демонстрирует наши произведения. Основная проблема состоит в том, что телеканалы редко делятся своими планами и очень сложно заранее договориться о выпуске в эфир какого-либо конкретного произведения. Сначала заручиться поддержкой телеканала, а потом купить необходимую лицензию, в том числе под телепоказ, практически невозможно. Ситуация осложняется тем, что телеканалы предпочитают длинные (50+) сериалы и совсем не жалуют полнометражные анимационные фильмы.

Телепоказ может «отбить» от 7 до 30% вложений в лицензию и производство русской версии, но успех зависит от интереса телеканала и от количества посредников. Подытоживая — телевизионный эфир, конечно, нужен, но мы его пока рассматриваем скорее не как источник стабильной прибыли, а как рекламу конкретных произведений.

Состояние рынка аниме и манги в России

Ситуация значительно ухудшилась с момента, когда мы «заморозили» все большие проекты. Теперь под ударом оказался и рынок манги. Налицо классические признаки перепроизводства, то есть товара выпускается намного больше, чем аудитория готова покупать. Одни только хиты от лидирующего на рынке издателя до недавнего времени перекрывали существующий спрос на 150% — а ведь этот издатель выпускал не только хиты. Все это приводит к значительному снижению спроса на отдельно взятую книгу. Издатели отреагировали на это снижением тиражей, что начало приводить к снижению прибыли. Выпуск манги стал уже не очень экономически оправданным, а для независимых издателей — так и вообще убыточным.

На рынке аниме ситуация также ухудшилась. С проблемой неплатежей розничных сетей столкнулись и самые крупные DVD-издатели. Все дееспособные розничные сети либо закрылись, либо пожинают плоды банкротства. Оставшиеся на рынке розничной торговли крупные компании не берут «чужую» продукцию на полки своих магазинов ни при каких условиях, за исключением варианта полной продажи прав на распространение. В каком виде после этого выходит аниме, можно видеть на примере издания сериала «Огнем и мечом» (13 серий на диске без японской оригинальной дорожки и субтитров).

Единственной стабильно работающей площадкой в России, продающей аниме, остался наш интернет-магазин store.otaku.ru. Спасибо всем его покупателям, поддерживающим нас в это сложное время.

Полнометражные фильмы

Перспективным направлением деятельности мы сейчас видим издание новых полнометражных фильмов с кинопрокатом по России. Кинопрокат, даже ограниченный, дает выручку, сопоставимую с издательской деятельностью, а расходы при собственном студийном производстве значительно ниже.

Лицензирование трилогии «Берсерк: Золотой век» дало нам возможность опробовать механизм оперативного выпуска на экраны фильмов с минимальным отставанием от японского проката — 23 августа зрители Москвы и Санкт-Петербурга (а 26 августа — жители Белгорода) увидят «Битву за Долдрей» первыми за пределами Японии. Кроме того, «Бехерит Властителя» станет нашим пилотными BluRay-изданием.

К сожалению, мы на практике подтвердили, что посещаемость резко падает после появления фильма в свободном доступе. Даже очень узкий кинопрокат «Исчезновения Харухи Судзумии» до появления в торрентах японского Blu-ray собрал бОльшую кассу, чем «Красная черта», «Многоцветье» и «Евангелион 1.11» вместе взятые, показанные в значительно большем количестве городов в рамках Реанифеста. Зрители гораздо охотнее смотрят в кино то, что еще не появилось в сети.

Стратегия компании будет направлена именно на такие фильмы. Новых анимационных полнометражников, способных собирать полные залы в России, выходит совсем немного, и не все из них реально приобрести для проката, поэтому мы внимательно следим за каждым из фильмов, выходящих на японские экраны. Если нам удастся реализовывать такой формат выпуска на регулярной основе (первая ласточка этого направления — «Берсерк»), мы сможем себе позволить выпускать и любимые сериалы.

Очень рассчитываем на вашу поддержку!
© ООО «Реанимедиа Лтд.», 2007–2024. Все права защищены.