Отмена проекта по выпуску сериала «Абэнобаси: волшебный торговый квартал»
Причины проблем «Реанимедии» уходят глубокими корнями в кризис 2008-2009 годов — тогда разорились все профильные розничные сети, через которые шли 90-95% продаж наших дисков. На момент закрытия долги каждой из этих сетей перед нами исчислялись миллионами рублей.
Возникла ситуация, когда для поддержания дальнейшей издательской деятельности нам пришлось начать брать банковские кредиты и делать займы у микрокредитных организаций. Надежда была на нахождение успешного направления, которое помогло бы преодолеть кризис.
В 2011 году мы попробовали с помощью наших зрителей собрать деньги на покупку лицензии фильма «Ловцы забытых голосов». И назвали это «Народная лицензия». Сразу после завершения сбора средств к нам обратился владелец компании XL Media с предложением тем же способом профинансировать выпуск сериала Abenobashi Mahou Shotengai в России, лицензия на который была куплена им ещё в 2008 году. Так как мы очень любим все произведения Gainax, то с радостью согласились. В том же 2011 году было объявлено о сборе средств на выпуск «Абэнобаси». К сожалению, зрительский интерес оказался ниже наших ожиданий, и в течение заявленного срока мы не смогли набрать минимальное количество заказов, поэтому продлили сбор до 2012-го.
Работу над «Абэнобаси» мы планировали выполнить до запуска «Народной лицензии-2», которую объявили в 2012 году сразу после издания на дисках «Ловцов забытых голосов». Мы попросили компанию «ЭксЭл Медиа» предоставить нам материалы для работы, но здесь выяснилось, что практически ничего нет и контакта с правообладателем тоже нет. Из материалов были «монтажные листы», которые были сразу отданы в перевод. Все полиграфические материалы состояли из двух небольших картинок, которые максимум можно было бы использовать в качестве открыток. Ни одной обложки не было. Это крайне неприятное открытие показало, что сериал невозможно выпустить быстро.
Единственным вариантом было просить художника перерисовать все обложки. Но сразу же возник вопрос по срокам, так как на издание сериала у нас оставалось менее года. Тогда мы не восприняли это как критическую проблему, так как в прошлом выпустили для компании «Мега-Аниме» сериалы «Тетрадь смерти» и «Триган», на которые потребовалось продлить срок действия лицензии.
Тем не менее, поскольку порождённая кризисом проблема никуда не исчезла, нам было необходимо постоянно что-то выпускать, чтобы не разориться. И конечно, для этого брались новые кредиты. Мы попросили компанию XL Media заняться продлением прав, а самим нам предстояло решать проблему всё увеличивающегося долга перед банками. Очень нужен был успешный проект, который помог бы нам разобраться с займами.
Мы очень рассчитывали на организацию кинопроката четырёх фильмов «Народной лицензии-2» («Летние войны», «Волчьи дети Амэ и Юки», «Евангелион 2.22» и «Евангелион 3.33»), так как это были поистине замечательные и популярные фильмы. Но по различным причинам этого сделать не удалось. В качестве показательного примера можно привести прокат полнометражного «Евангелиона 3.0», переговоры по правам на который начались ещё до выхода его на японские экраны. К сожалению, утечка в сеть экранки, снятой в японском кинотеатре, привела к тому, что японские правообладатели заморозили отправку материалов с фильмом до выхода фильма на физических носителях, и все наши предварительные договорённости с кинотеатрами (которые в данном случае велись почти за полгода до предполагаемого выхода) пришлось менять. После же выхода фильма на японских дисках (состоявшегося на несколько месяцев раньше, чем обычно) у русского проката уже не было шансов.
Почти смертельным ударом для нас стала организация широкого проката японского «Чебурашки». Мы смогли организовать прокат в более чем 200 кинотеатрах, включая все самые крупные кинотеатральные сети. Невероятное количество труда, вложенного в этот проект, гарантировало нам решение всех накопившихся финансовых проблем. Однако внезапно разразившийся конфликт между «Союзмультфильмом», «Госфильмофондом» и японскими правообладателями, инициированный действиями определённых деструктивных сил с российской стороны, не дал этим планам осуществиться. Прокатное удостоверение было отозвано (в нарушение законных процедур) за неделю до начала проката, что автоматически исключило из «росписи» фильма большинство кинотеатров. Последующее выяснение обстоятельств (в нашу поддержку выступил сам Эдуард Успенский) с участием Министерства культуры и лично Владимира Мединского привело к восстановлению справедливости. Дело было выиграно ещё до суда, но прокат уже был фактически сорван, что аннулировало все многомесячные усилия по его организации.
«Реанимедии» уже приходилось в своей истории пережить фактическую смерть российского видеорынка (когда ведущие розничные сети прекратили существование, прихватив с собой деньги за уже проданный товар). Теперь же нам предстояло быть свидетелями обрушения независимой части российского кинорынка: долги кинотеатров перед прокатчиками (кроме самых крупных) стали резко расти вслед за резким ростом курса доллара, а изменившееся вслед за изменением курса доллара соотношение стоимости лицензии к стоимости билета отняло шансы у большинства проектов ограниченного проката иностранных фильмов.
Немедленная катастрофа была практически не минуема. Огромные долги банкам, взятые нами на покупку лицензий, требовали неукоснительного ежемесячного погашения. И конечно же, никуда не исчезли долги перед нашими зрителями в виде обязательств по выпуску изданий. На тот момент список их выглядел так: «Сад изящных слов», «Летние войны», «Евангелион 2.22», «Евангелион 3.33», «Абэнобаси», «Отаку на видео». При всём огромном желании сосредоточиться на выпуске этих давно ожидаемых произведений, мы не могли допустить ни одной просрочки по банковским платежам, чтобы избежать новых штрафных санкций, и поэтому стали платить кредиты и копить на выпуск изданий.
У нас уходил год на то, чтобы скопить денег на выпуск одного издания. Мы еле успели издать «Евангелион 3.33» до окончания срока действия прав. А их невозможно было бы продлить, так как лицензия от компании NTV, у которой мы их купили, отошла к компании Khara.
В конце 2017 года, когда шёл сбор на издание последнего фильма «Народной лицензии-2», мы получили от компании «ЭксЭл медиа» страшные новости. Оказалось, что лицензия на «Абэнобаси» была куплена не напрямую у японских правообладателей, а у компании-посредника на Кипре, которой больше не существует, и продление лицензии технически невозможно.
Мы стали пытаться выйти на владельцев прав в Японии, чтобы организовать передачу прав. Одновременно разрабатывались варианты отмены проекта. В 2018 году у нас появилась идея предложить зрителям обменять обязательства по выпуску «Абэнобаси» на прекрасный фильм Мари Окады «Укрась прощальное утро цветами обещания», но для этого нам нужно было заключить контракт с компанией «Капелла» и «Новым диском» для передачи нам прав на выпуск издания. Составление контракта затянулось на несколько месяцев, но теперь всё готово, и мы можем поставить точку в этой печальной истории.
Итак, мы предлагаем участникам сбора средств на выпуск «Абэнобаси» следующие варианты:
— перечисление 2000 баллов на личный счёт в интернет-магазине store.otaku.ru или возврат 2000 рублей на банковскую карту + сувенирный плакат «Така-тян волчица»;
— обмен сертификата на лимитированное издание фильма «Укрась прощальное утро цветами обещания».
Понадобилось более пяти лет на преодоление катастрофической ситуации, в которой мы оказались. И путь выздоровления ещё не завершён. Уйдёт ещё примерно год на восстановление рабочего режима. За это время мы закроем оставшиеся долги банкам, а также выпустим «Отаку на видео» — ещё один долгострой. Скоро будет опубликован отчёт о текущем состоянии дел с этим проектом.
Мы просим прощения у зрителей, участников и просто всех причастных за то, что не справились со взятыми на себя обязательствами по выпуску «Абэнобаси». Надеемся, что это будет наш единственный провал и что мы сможем восстановить добрую репутацию дальнейшей качественной работой.
Для обмена сертификата на предложенные варианты проследуйте по этой ссылке.